Уникальные воспоминания о Вайнберге, написанные супругой композитора Давида Кривицкого – с их семьей Вайнберга связывала многолетняя дружба

«Страницы дружбы»

фото Д.Кривицкий
Давид Кривицкий (1937-2010)

/опубликовано в премьерном буклете к спектаклю «Пассажирка» (сентябрь, 2016)/

В марте 1966 года Давид Кривицкий поступил на работу на Всесоюзное Радио в качестве музыкального редактора. Именно там произошло его знакомство с М.С Вайнбергом, в дальнейшем переросшее из творческого сотрудничества в личную дружбу.

В 1968 году у нас с Давидом родилась дочь Женя, с которой мы каждое лето выезжали на съёмную дачу: сначала в Кратово, а в 1972–1976 годах в Валентиновку. Поблизости от нас, на даче Елены Добронравовой поселился Моисей Самуилович с семьёй. Частое общение Давида с Метеком (так в близком кругу называли Моисея Самуиловича) происходило с участием друзей М.С. Вайнберга. Из Москвы приезжали композиторы Борис Чайковский, Николай Пейко, поэт Роман Сеф, снимал в поселке Валентиновка дачу скрипач Михаил Фихтенгольц. Тёща Вайнберга Надежда Александровна всегда радушно встречала всех друзей отменным угощением, так как в Валентиновке действовала система доставки продуктовых заказов из гастронома «Смоленский». Все жители Валентиновки (а это был посёлок МХАТа и Малого театра) приобщались к этим «дарам богов». Однажды я встретила на дорожке М.С. Вайнберга, который вёз на санках огромного судака. В этих заказах находилось всё, что пожелаешь; а главное, Сергей (шофёр, развозивший эти дары) работал не только летом, но и зимой, так что и в Москве все «дачники» могли продолжать пользоваться этими благами.

Пассажирка. С дарствеенной подписью Вайнберга_обрезка
Клавир «Пассажирки» с дарствеенной подписью Вайнберга

Моисей Самуилович пребывал в Валентиновке вынужденно, так как его коммунальная квартира в Москве не подходила для нормальной жизни. К этому времени у него появилась маленькая дочка Анюта, которой тоже требовалось создать приличные бытовые условия.

Неимоверными усилиями в 1975 году М.С. Вайнбергу удалось получить трёхкомнатную квартиру в композиторском доме на Студенческой улице, и 8 декабря нас пригласили на празднование новоселья, совпавшего с  его днем рождения. Присутствовали писатель Р. Сеф, композиторы Б. Чайковский с женой, Н. Пейко, К. Хачатурян, Ю. Левитин и Д. Шостакович. Наиболее запомнился на этом мероприятии Шостакович. Например, только появившись, он сразу же попросил молоток, чтобы прибить к стене денежную купюру «на счастье». Когда Шостаковичу потребовалась подставка на стул из-за проблем с позвоночником, ему принесли партитуру Ф. Мендельсона, и он иронически заметил: «Ну, на это можно сесть…». В целом, вечер прошёл празднично, и все радовались счастливому завершению «квартирной эпопеи».

Вайнберги_Кривицкие
Вайнберги, Кривицкие

Так как Давид Кривицкий занимался одноактной оперой XX века и даже написал в 1971 году камерную оперу «Пьер и Люс» по Р. Роллану, он обсуждал с Вайнбергом проблему этого жанра. Моисей Самуилович  горячо поддержал Давида на обсуждении этой оперы Комиссией Музыкального театра Союза композиторов РСФСР, отметив, что «автору удалось найти атмосферу той среды, в которой разыгрывается трагедия войны», и просил секцию поддержать сочинение. Думается, здесь Вайнберг услышал родственный ему подход к решению «военной» темы, отклик на свои мысли.

Когда Вайнберг написал в 1975 году комическую оперу «Леди Магнезия или роковой газоген», он пригласил нас домой и лично сыграл её музыку. Впоследствии Давид включил анализ этого сочинения в свою книгу «Одноактная опера XX века».

В 1983 году Давид посвятил свою Третью сонату для скрипки соло Вайнбергу. В 1985 году в Музее культуры им. Глинки прошёл первый авторский концерт Давида, на который пришли самые дорогие и любимые для него люди — обитатели композиторского кооперативного дома на Студенческой улице: С. А. Разоренов, Г. С. Зингер, М. С. Вайнберг, Г. И, Литинский и Р. Д. Ромм. В нашем личном архиве сохранилась фотография из зала музея, запечатлевшая М.С. Вайнберга в минуту затишья перед началом концерта.

Вайнберг в Музее Глинки на авторском концерте Д. Кривицкого.1985
Вайнберг в Музее культуры им. Глинки на авторском концерте Д. Кривицкого. 1985

Возраст Вайнберга и перенесённые невзгоды постепенно подтачивали его здоровье, и Давид принимал участие в организации консультаций у врачей (его друг, врач-анастезиолог Д. Просмушкин работал со «светилой», врачом, наблюдавшем за состоянием Вайнберга), хотя сам уже с 1983 года был серьёзно болен…

Разбирая архив Давида, я нашла несколько изданий нот Вайнберга, которые он дарил с тёплыми автографами. Ещё в 1964 году Давид прочёл три польские современные повести. Одна из них называлась «Пассажирка». Потом мы узнали, что М.С. Вайнберг написал оперу на этот сюжет.

Давид и Моисей Самуилович удивительно чутко реагировали на окружавшую их «музыкальную действительность». Однажды М.С. Вайнберг сказал: «Я, к сожалению, должен быть с “ними”, от этого зависит моя жизнь и благополучие моей семьи».

Юлия Кривицкая

/ фото из семейного архива Кривицких