Два крупных мастера ХХ века – Дмитрий Шостакович и
Моисей Вайнберг находились в особом поле взаимного при-
тяжения. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью,
хотя Вайнберг считал Шостаковича своим учителем и был
горд, когда его называли учеником великого советского ком-
позитора.

Более тридцати лет двух музыкантов связывала крепкая
творческая дружба. Они часто встречались, показывали друг
другу новые работы, делились творческими планами, оказы-
вали друг другу человеческую поддержку. Шостакович всег-
да был первым слушателем и ценителем произведений Вайн-
берга, о чем писал сам композитор.

Пристальное внимание Моисея Вайнберга было обра-
щено к симфоническому творчеству Шостаковича. Он писал:
«Величие музыки Шостаковича в том, что в наш век рас-
пыления, рассыпания, расползания классических цикличе-
ских форм он сумел сохранить и развить жанр симфонии,
по-своему модифицируя и обогащая его… Представляя себе
исторический путь развития симфонии, вряд ли можно
по иному уложить хронологическую таблицу: Гайдн – Мо-
царт – Бетховен – Брамс – Чайковский – Малер – Шоста-
кович. <…> Как естественно у него квартет проникает в
симфонию, симфония в квартет, вокальный цикл в инстру-
ментальный – и наоборот».

Симфонические искания Вайнберга и Шостаковича по-
рой шли параллельно. Так, программные симфонии Шо-
стаковича послужили толчком к созданию Вайнбергом со-
чинений в этом жанре. Но важно отметить, что к вокальной
симфонии Вайнберг пришел своим путем, так как его Шестая
симфония сочинялась одновременно с Тринадцатой Шоста-
ковича.

Вайнбергу были близки стилистические и драматурги-
ческие принципы творчества Шостаковича. Усиление роли
интеллектуального и философского начала, эмоциональная
сдержанность, интерес к полифонии – общие черты твор-
чества двух композиторов. Оба включали в серьезные жанры
элементы фольклора (польского, молдавского, еврейского,
белорусского). Оба обладали высокой гражданской позици-
ей, их творчество имело ярко выраженную гуманистическую
направленность и схожий тематизм.

По материалам книги Л.Никитиной
«Симфонии М.Вайнберга». М., «Музыка». 1972

М. Вайнберг
Первая встреча с музыкой Дмитрия Шостаковича 

 

Вайнберг и Шостакович

Два крупных мастера ХХ века – Дмитрий Шостакович и
Моисей Вайнберг находились в особом поле взаимного при-
тяжения. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью,
хотя Вайнберг считал Шостаковича своим учителем и был
горд, когда его называли учеником великого советского ком-
позитора.

Более тридцати лет двух музыкантов связывала крепкая
творческая дружба. Они часто встречались, показывали друг
другу новые работы, делились творческими планами, оказы-
вали друг другу человеческую поддержку. Шостакович всег-
да был первым слушателем и ценителем произведений Вайн-
берга, о чем писал сам композитор.

Пристальное внимание Моисея Вайнберга было обра-
щено к симфоническому творчеству Шостаковича. Он писал:
«Величие музыки Шостаковича в том, что в наш век рас-
пыления, рассыпания, расползания классических цикличе-
ских форм он сумел сохранить и развить жанр симфонии,
по-своему модифицируя и обогащая его… Представляя себе
исторический путь развития симфонии, вряд ли можно
по иному уложить хронологическую таблицу: Гайдн – Мо-
царт – Бетховен – Брамс – Чайковский – Малер – Шоста-
кович. <…> Как естественно у него квартет проникает в
симфонию, симфония в квартет, вокальный цикл в инстру-
ментальный – и наоборот».

Симфонические искания Вайнберга и Шостаковича по-
рой шли параллельно. Так, программные симфонии Шо-
стаковича послужили толчком к созданию Вайнбергом со-
чинений в этом жанре. Но важно отметить, что к вокальной
симфонии Вайнберг пришел своим путем, так как его Шестая
симфония сочинялась одновременно с Тринадцатой Шоста-
ковича.

Вайнбергу были близки стилистические и драматурги-
ческие принципы творчества Шостаковича. Усиление роли
интеллектуального и философского начала, эмоциональная
сдержанность, интерес к полифонии – общие черты твор-
чества двух композиторов. Оба включали в серьезные жанры
элементы фольклора (польского, молдавского, еврейского,
белорусского). Оба обладали высокой гражданской позици-
ей, их творчество имело ярко выраженную гуманистическую
направленность и схожий тематизм.

По материалам книги Л.Никитиной
«Симфонии М.Вайнберга». М., «Музыка». 1972

М. Вайнберг
Первая встреча с музыкой Дмитрия Шостаковича