Моисей (Мечислав) Самуилович Вайнберг (8 декабря 1919, Варшава – 26 февраля 1996, Москва) — польский, советский, российский композитор. Народный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1990).

Биография

Вайнберг сайт большая банер

Мечислав (Моисей) Вайнберг

Первые институты
8 декабря 1919 года в Варшаве, в еврейской семье выходцев из Кишинева (Российская империя) родился мальчик, которого нарекли Мечиславом и ласково называли Метеком. Его отец Самуил бежал в Польшу после еврейских погромов 1903 года и обосновался в Варшаве. Родители будущего композитора работали в еврейском театре. Самуил Вайнберг дирижировал, сочинял музыку к спектаклям, а Метек уже с шести лет не отставал от него, внимательно вслушивался в созданные отцом «малокачественнные, но искренние мелодии». «Мне всегда почему-то казалось, что дирижерская палочка отца издает звук, как труба, – вспоминал композитор, – и я был жутко разочарован, когда отец мне сказал, что это не так».
Никто не мог предположить, что Метеку будет суждено покинуть Польшу, потерять всех родных, на долгие годы получить другое имя – Моисей, обрести другую родину, которая воспитает его как композитора, подарит ему семью, близких людей, но в тоже время поведет его по большому кругу испытаний, включая ад тюрьмы. Но это лишь предстояло в будущем. Первые же годы жизни и становления были посвящены знакомству с музыкой. Юный Вайнберг учился играть на рояле и скрипке, сочинял музыку к спектаклям, выступал как пианист в театре, подрабатывал тапером в кафе.
В 12 лет Метек поступил в Варшавскую консерваторию в класс фортепиано к Юзефу Турчинскому (известный пианист, ученик Анны Есиповой в Санкт-Петербургской консерватории и Ферруччо Бузони). Пианистические способности Вайнберга были весьма незаурядными. Турчиский представил Мечислава Иосифу Гофману, который устроил ему вызов в американскую консерваторию. Вероятно, судьба Вайнберга сложилась бы совсем иначе, если бы не началась вторая мировая война.

Другая судьба
В 1939 году, после оккупации Варшавы немецкими войсками, 19-летний Моисей Вайнберг эмигрировал в Советский Союз. Родители и младшая сестра Эстер, оставшиеся в Польше, погибли в концлагере Травники. Вот как вспоминает композитор эти страшные дни:
«В ночь с шестого на седьмое сентября 1939 года я играл в кафе. Пришел домой. Помню, мама мне дала компот из яблок и бутерброды с ветчиной. И вдруг по радио передали приказ, что «на войне как на войне», неприятель прорвался в Варшаву, и, значит, мужчинам надо из Варшавы уходить. Мы с мамой, конечно, в страшной панике. С утра я вместе с сестрой пошел на Восток. Сестричка скоро вернулась обратно к матери и отцу, потому что у нее туфельки страшно натерли ноги, а я пошел вперед. И долго еще мы кружили между немецкими и польскими войсками…»

Ты еврей? Значит, будешь Моисей!
Недалеко от Варшавы тысячи поляков ждали пропуска на советскую территорию, и среди них Мечислав Вайнберг. Когда наконец это случилось, был организован отряд, который проверял документы. Все происходило очень небрежно, так как людей было очень много. Когда подошли к Вайнбергу, спросили: «Как фамилия?» – «Вайнберг». – «Имя?» — «Мечислав». – «Что такое «Мечислав»? Ты еврей?» – «Еврей». – «Значит, будешь Моисеем». Так, более чем на 40 лет Мечислав стал Моисеем, хотя близкие и друзья, как и прежде, называли его Метеком. Имя, данное при рождении, имя удалось вернуть лишь в 1982 году.

Свидетельство о перемене имени Моисей на Мечислав. 1982 год
Свидетельство о перемене имени Моисей на Мечислав. 1982 год

В эмиграции
Эмигрировав, юноша попал в Белоруссию. Поступил на композиторское отделение в Минскую консерваторию, которую окончил за два года. Учился у Василия Золотарева, ученика Н. Римского-Корсакова. Именно ему Вайнберг посвятил свою дипломную Симфоническую поэму. Впервые в жизни композитор услышал звучание собственной партитуры. Но радость длилась не долго. После вторжения фашистов в СССР в 1941 году консерваторию эвакуировали в Ташкент. Моисея не призвали в армию из-за слабого здоровья. Спустя 26 лет об этом сложном периоде жизни он писал своей второй супруге Ольге Рахальской: «Кончался первый период моей жизни. Мне предстояло еще раз родиться для новой, иной жизни. Как пылинка, я был втянут в чудовищное вращение кровавой машины времени, все нити, связывающие меня с семьей, юностью, пианизмом, должны были быть оборваны, я чудом должен был остаться в живых ».
В эвакуации он работал концертмейстером в театре оперы и балета, сочинял музыку для спектаклей. Женился на Наталье Вовси-Михоэлс, дочери актера и режиссера Соломона Михоэлса.
Написанная в эти годы Первая симфония сыграла важную роль в его судьбе. В 1943 году друг Вайнберга композитор Юрий Левитин отправил партитуру произведения своему учителю Д. Шостаковичу с надеждой узнать его мнение. Ответом стал организованный Дмитрием Дмитриевичем вызов Вайнберга в Москву. С тех пор М. Вайнберг жил и работал в Москве.
ВРЕЗ: В комнате Мечислава Самуиловича висела фотография Шостаковича с дарственной надписью: «Дорогому Моисею Самуиловичу Вайнбергу от почитателя его большого таланта. Д.Шостакович. 15 мая 1947. Москва»

Преследование и арест
В 1948 г. Вайнберга, наряду с Шостаковичем и Прокофьевым, критиковали за пессимизм музыки и ее «антинародность». Родственники Вайнберга по линии жены стали одними из первых жертв кампании по борьбе с «еврейским буржуазным национализмом». Михоэлс был убит. За обеими его дочерьми, в том числе, за женой Вайнберга и самим Вайнбергом, была установлена слежка.
6 февраля 1953 Вайнберга арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму по подозрению в причастности к «делу врачей» (жена Вайнберга была племянницей кремлевского врача Вовси). Композитор находился в заключение 78 дней, в течение которых ему не давали спать, направляя в глаза яркий свет прожектора. Известно, что Д. Шостакович написал письмо Л. Берии в защиту композитора. Вайнберг вышел на свободу сразу после смерти Сталина.

Вайнберг никогда не состоял на службе, занимался только творческой работой. Как вспоминает его вторая жена Ольга Рахальская, «он работал все время — день и ночь. Если он не спал, он работал, но даже когда он спал, он тоже работал, потому что во сне его пальцы бессознательно стучали по одеялу, как по клавиатуре».

Творчество Вайнберга
Начиная с 1950-х годов, М. Вайнберг много сочинял для кино, писал музыку к мультфильмам, для театра и цирка. Его музыка для аттракционов держалась в репертуаре московских цирков на протяжении десятилетий; благодаря ей, десятки фильмов обрели огромную популярность (более 40 работ). Среди особенно известных – кинофильмы «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Последний дюйм», «Гиперболоид инженера Гарина», «Медовый месяц» со знаменитыми Л.Касаткиной и П.Кадочниковым, мультфильм «Винни-Пух». В кино-шедевре «Летят журавли» драматическая выразительность достигается не в последнюю очередь за счет музыкальной канвы.
В 1960-х годах к Вайнбергу приходит известность в СССР. Это пик его творческой деятельности, «звездные годы», как характеризует сам композитор это время. Появляются рецензии на исполнения его музыки, статьи в газетах и журналах, в 1972 году выходит исследование Л. Никитиной о симфониях композитора. В эти годы Вайнберг создает оперы: «Пассажирка» по рассказу З. Посмыш (1967-1968); «Мадонна и Солдат» по рассказу В. Богомолова, «Зося» о любви польской девушки и советского офицера в последние дни войны (1970-1971, поставлена в Ленинградском театре оперы и балета в 1975). Оперетта по роману Дюма «Любовь Д’Артаньяна» была поставлена в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1974); «Поздравляем!» (по пьесе Шолом-Алейхема) — в театре Б. Покровского в Москве (1983); «Портрет» по рассказу Н. Гоголя (1980) — в Брно (1983). Последняя опера Вайнберга — «Идиот» (1985-1986), премьера состоялась в Камерном театре Б. Покровского в 1991.

«Композитор – это не забава, это вечный разговор, вечный поиск гармонии в людях и природе. Этот поиск – смысл и обязанность нашего кратковременного прохождения по земле. Сида и бессилие художника в том, сможет ли он выразить вечную, всем известную правду, озарив ее новым, своим светом. Если да, тогда он – еще один кирпич в храме. Если нет, тогда он – резонер, который повторяет много раз пережеванную истину. И тогда не помогут самые новейшие средства выражения, – хоть гвоздем «glissando» по голому заду». М. Вайнберг
Произведения Вайнберга публикуются в издательствах «Советский композитор» и «Музыка». За рубежом — в издательствах «Sikorski», «Peermusic Classical». Фирма «Мелодия» издает его симфонические произведения; британская студия звукозаписи «Olympia» выпустила 17 альбомов CD с его произведениями; также его сочинения записывают британская «Chandos», немецкие «CPO», «NEOS», швейцарская «Claves», международный лейбл «Naxos» и др. Сочинения композитора исполняют выдающиеся советские музыканты: Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Даниил Шафран, Эмиль Гилельс, Квартет им. Бородина. Симфоническими партитурами дирижируют Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Рудольф Баршай, Владимир Федосеев и др.
Наследие Вайнберга чрезвычайно объемно и разнообразно по жанрам: 22 симфонии, 2 симфониетты, 4 камерные симфонии, 7 опер, 4 оперетты, 3 балета, 17 струнных квартетов, фортепианный квинтет, 5 инструментальных концертов, множество сонат, кантат, хоров и песен и др. Многие сочинения посвящены темам Холокоста, войны и насилия. Это опера «Пассажирка» по рассказу З. Посмыш, Шестая симфония о жертвах фашизма и трагической судьбе еврейского народа, Восьмая симфония «Цветы Польши» на слова Ю. Тувима (1964), Восемнадцатая симфония «Война – жестче нету слова» (1982-1984), Двадцать первая симфония памяти погибших в Варшавском гетто (1992) и др.
***
С начала 2000-х годов музыка Вайнберга получила международное признание. Польша чтит его как своего национального гения. К его музыке начинают обращаться известные во всем мире исполнители, постановщики и исследователи. Возрождение интереса к личности и творчеству композитора связано не только с его безусловной музыкальной одаренностью, но и с невероятной работоспособностью. Сам Вайнберг говорил об этом так: «Почти любой миг в жизни настоящего художника в каком-то смысле работа. Работа интересная, упорная, бесконечная. Работа не только за письменным столом, но и работа – наблюдение, впитывание в себя звуков, красок, движений, ритмов действительности. Я всегда работаю».

Сочинения

С использованием данных из книги Дануты Гвиздаланки «Мечеслав Вайнберг: композитор трёх народов», Познань, Изд: Большой театр им. Станислава Монюшки, 2013

Произведения для оркестра

  • Симфоническая поэма для оркестра, соч. 6 (1941)
  • Симфония № 1, соч. 10 (1942)
  • Симфония № 2 для струнного оркестра, соч. 30 (1946)
  • Симфония № 3, соч. 45 (1949, 2 редакция 1959)
  • Молдавская рапсодия для оркестра, соч. 47 №1 (1949)
  • Польские мелодии для оркестра, соч. 47 №2 (1950)
  • Серенада для оркестра, соч. 47 №4 (1949)
  • «На родине», кантата на слова советских детей для хора мальчиков, детского хора, смешанного хора и оркестра, соч. 51 (1952)
  • Симфония № 4 ля минор, соч. 61 (1957, 2 редакция 1961)
  • Симфония № 5 фа минор, соч. 76 (1962)
  • 4 сюиты из балета «Золотой ключик», соч. 55а, b, c, d
  • Симфония № 6 ля минор на слова Льва Квитко, Самуила
  • Халкина и Михаила Луконина, для хора мальчиков и оркестра, соч. 79 (1962-1963)
  • Симфония № 7 для струнных и клавесина, соч. 81 (1964)
  • Симфония № 8 «Цветы Польши» на слова Юлиана Тувима для тенора, сопрано, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, соч. 83 (1964)
  • «Дневник любви», кантата на слова Станислава Выгодского для тенора, хора мальчиков и камерного оркестра, соч. 87 (1965)
  • «Реквием» на слова Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсии Лорки, Сары Тисдэйл, Мунитоши Фукагавы, Михаила Дудина для сопрано, детского хора, смешанного хора и оркестра, соч. 96 (1965-1966)
  • Симфония № 9 «Уцелевшие строки» на слова Юлиана Тувима и Бронислава Броневского для чтеца, хора и оркестра, соч. 93 (1967)
  • Симфония № 10 для струнного оркестра с солирующими скрипкой, альтом, виолончелью и контрабасом, соч. 98 (1968)
  • Симфония № 11 «Праздничная», на стихи революционных поэтов для хора и оркестра, соч. 101 (1969 — 1970)
  • Симфония № 12 «Памяти Дмитрия Шостаковича», соч. 114 (1975 -1976)
  • Симфония № 13, соч. 115 (1976)
  • Симфония № 14, соч. 117 (1977)
  • Симфония № 15 «Я верю в эту Землю» на слова Михаила Дудина для сопрано, баритона, женского хора и оркестра, соч. 119 (1977)
  • Симфония № 16, соч. 131 (1981)
  • Симфония № 17 «Память», соч. 137 (1984)
  • Симфония № 18 «Война — жестче нету слова» на слова Сергея Орлова и Александра Твардовского, для хора и оркестра, соч. 138 (1982 — 1984)
  • Симфоническая поэма «Знамёна мира», соч.143 (1985)
  • Симфония № 19 «Светлый май», соч. 142 (1986)
  • «Миру мир!» на слова Самуила Маршака для мужского хора и оркестра, соч. 149 (1988)
  • Симфония № 20, соч. 150 (1988)
  • Симфония № 21 «Каддиш» для сопрано и оркестра, соч. 152 (1991)
  • Симфония № 22, соч. 154 (1994, не оркестрована; оркестровка Кирилла Уманского — 2001)
  • Камерная симфония № 1 для струнного оркестра, соч. 145 (1987)
  • Камерная симфония № 2 для струнного оркестра и литавр, соч. 147 (1987)
  • Камерная симфония № 3 для струнного оркестра, соч. 151 (1991)
  • Камерная симфония № 4 для струнного оркестра и кларнета, соч. 153 (1992)
  • Симфониетта № 1, соч. 41 (1948)
  • Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр, соч. 74 (1960)

Произведения для солирующего инструмента и оркестра

Оперы/ оперетты

    • «Пассажирка», опера в 2 актах, либретто Александра Медведева по повести Зофьи Посмыш, соч.97 (1967—1968)
    • «Мадонна и солдат», опера в 3 актах, либретто Александра Медведева по произведению Владимира Богомолова, соч. 105 (1970-1971)
    • «Любовь Д’Артаньяна», комическая опера в 3 актах, либретто Элеоноры Гальпериной по Александру Дюма соч. 109 (1971)
      «Поздравляем!», одноактная комическая опера, либретто композитора по произведениям Шолом-Алейхема, соч. 111 (1975)
    • «Леди Магнезия», одноактная комическая опера, либретто композитора по произведениям Бернарда Шоу, соч. 112 (1975)
    • «Портрет», либретто Александра Медведева по произведению Николая Гоголя, соч. 128 (1980)
    • «Золотое платье», оперетта в 2 актах, либретто Элеоноры Гальпериной и Юлия Анненкова, соч. 129 (1980)
    • «Идиот», опера в 4 актах, либретто Александра Медведева по произведению Федора Достоевского соч. 144 (1985)

Балеты

«Золотой ключик», балет в 3 актах, либретто Алексей Толстой, соч.55 (1954-1955, 2 версия 1962)

Струнные квартеты
№ 1 соч. 2 (1937)
№ 2 соч. 3 (1940)
№ 3 соч. 14 (1944)
№ 4 соч. 20 (1945)
№ 5 соч. 27 (1945)
№ 6 соч. 35 (1946)
№ 7 соч. 59 (1957)
№ 8 соч. 66 (1959)
№ 9 соч. 80 (1963)
№ 10 соч. 85 (1965)
№ 11 соч. 89 (1965)
№ 12 соч. 103 (1969 — 1970)
№ 13 соч. 118 (1977)
№ 14 соч. 122 (1978)
№ 15 соч. 124 (1979)
№ 16 соч. 130 (1981)
№ 1 (вторая редакция) ор. 141 (1985)
№ 17 соч. 146 (1986)

Камерная музыка

  • Ария для струнного квартета соч. 9 (1942)
  • Каприччио для скрипки и фортепиано соч. 11 (1943)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано соч. 12 (1943)
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соч. 15 (1944)
  • Фортепианный квинтет соч. 18 (1944)
  • Соната № 1 для виолончели и фортепиано соч. 21 (1945)
  • Фортепианное трио соч. 24 (1945)
  • Соната для кларнета и фортепиано соч. 28 (1945)
  • 12 миниатюр для флейты и фортепиано соч. 29 (1946)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано соч. 37 (1947)
  • Соната № 4 для скрипки и фортепиано соч. 39 (1947)
  • Сонатина для скрипки и фортепиано, соч. 46 (1949)
  • Струнное трио соч. 48 (1950)
  • Соната № 5 для скрипки и фортепиано соч. 53 (1953)
  • Соната № 2 для виолончели и фортепиано соч. 63 (1958 — 1959)
  • Соната для двух скрипок соч. 69 (1959)
  • Соната № 1 для виолончели соло соч. 72 (1960)
  • Соната № 1 для скрипки соло соч. 82 (1964)
  • Соната № 2 для виолончели соло соч. 86 (1965)
  • «Петр Плаксин», кантата на слова Юлиана Тувима для тенора, альта и камерного ансамбля, соч. 91 (1966)
  • «Пятистрочный стих о Хиросиме», кантата на слова Мунитоши Фукагавы для хора и камерного ансамбля, соч. 92 (1966)
  • Соната № 2 для скрипки соло соч. 95 (1967)
  • 24 прелюдии для виолончели соло соч. 100 (1969)
  • Соната № 3 для виолончели соло соч. 106 (1971)
  • Соната № 1 для альта соло соч. 107 (1971)
  • Соната для контрабаса соло соч. 108 (1971)
  • «Три пальмы», кантата на стихи Михаила Лермонтова для сопрано и струнного квартета, соч. 120 (1977)
  • Соната № 2 для альта соло соч. 123 (1978)
  • Соната № 3 для скрипки соло соч. 126 (1979)
  • Трио для флейты, альта и арфы соч. 127 (1979)
  • Соната для фагота соло соч. 133 (1981)
  • Соната № 3 для альта соло соч. 135 (1982)
  • Соната № 4 для альта соло соч. 136 (1983)
  • Соната № 4 для виолончели соло соч. 140 (1986)

Произведения для голоса с фортепиано

«Акации» на слова Юлиана Тувима, соч. 4 (1940)
«Детские песенки» на слова Ицхака Лейба Переца, соч. 13 (1943)
«Еврейские песни» на слова Самуила Галкина, соч. 17 (1944)
3 романса на слова Адама Мицкевича, соч. 22 (1945)
6 романсов на слова Фёдора Тютчева, соч. 25 (1945)
«Элегия» на слова Фридриха Шиллера, соч. 32 (1946)
6 сонетов на слова Уильяма Шекспира, соч. 33 (1946)
«Цыганская библия» на слова Юлиана Тувима, соч. 57 (1956)
«Воспоминание» на слова Юлиана Тувима, соч. 62 (1957-1958)
«Старые письма» на слова Юлиана Тувима, соч. 77 (1962)
«О, седой туман» на слова Юлиана Тувима, соч. 84 (1964)
«Профиль» на слова Станислава Выгодского, соч. 88 (1965)
«Слова в крови» на слова Юлиана Тувима, соч. 90 (1966)
«Триптих» на слова Леопольда Стаффа, соч. 99 (1968)
«Напоминание» на слова Элжбеты Шемплинской, соч. 132 (1981)

Произведения для фортепиано

«Колыбельная» соч. 1 (1935)
Соната № 1 соч. 5 (1940)
Соната № 2 соч. 8 (1942)
Соната № 3 соч. 31 (1946)
Сонатина соч. 49 (1951)
Партита соч. 54 (1953)
Соната № 4 соч. 56 (1955)
Соната № 5 соч. 58 (1956)
Соната № 6 соч. 73 (1960)

Музыка к кинофильмам и мультфильмам

1954 — к/ф «Два друга» (реж. В. Эйсымонт)
1954 — к/ф «Укротительница тигров» (реж. А. Ивановский, Н. Кошеверова)
1956 — к/ф «Медовый месяц» (реж. Н. Кошеверова)
1957 — к/ф «Летят журавли» ( реж. М Калатозов)
1958 — к/ф «Шофёр поневоле» (реж. Н. Кошеверова)
1958 — к/ф «Последний дюйм» (реж. Н. Курихин, Т. Вульфович)
1961 — к/ф «Барьер неизвестности» (реж. Н. Курихин)
1962 — к/ф «Суд сумасшедших» (реж. Г. Рошаль)
1963 — к/ф «Улица Ньютона, дом 1» (Т. Вульфович)
1964 — м/ф «Топтыжка» (реж. Ф. Хитрук)
1965 — м/ф «Каникулы Бонифация» (реж. Ф. Хитрук)
1966 — к/ф «По тонкому льду» (реж. Д. Вятич-Бережных)
1967 — к/ф «Фокусник» (реж. П. Тодоровский)
1967 — к/ф «Крепкий орешек» (реж. Т. Вульфович)
1969 — м/ф «Винни-Пух» (реж. Ф. Хитрук)
1973 — к/ф «Нейлон 100 %» (реж. Владимир Басов)
1973 — к/ф «Товарищ генерал» (реж. Т. Вульфович)
1975 — к/ф «Афоня» (реж. Георгий Данелия)
1976 — м/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (реж. Н. Кошеверова)
1977 — к/ф «Марка страны Гонделупы» (реж. Ю. Файт)
1979 — к/ф «Соловей» (реж. Н. Кошеверова)
1979 — м/ф «Ушастик и его друзья» (реж.О. Розовская)
1983 — м/ф «Лев и Бык» (реж. Ф. Хитрук)
1984 — к/ф «И вот пришёл Бумбо…» (реж. Н. Кошеверова)
1987 — к/ф «Сказка про влюблённого маляра» (реж. Н. Кошеверова)



Исследователи

За последние годы, когда все музыкальное наследие М. Вайнберга обнародовано, и многие сочинения появились в качественных записях, возникла возможность открыть имя композитора для широкой публики.

Творчество Вайнберга уже получило освещение в публикациях ряда музыковедов: М. Якубова, Л. Никитиной, И. Двужильной, И.Барсовой и др.

Одни из последних работ о Вайнберге книга Дэвида Фаннинга «Мечислав Вайнберг: в поисках свободы» (2010) и Дануты Гвиздаланки «Мечеслав Вайнберг: композитор трёх народов» (2013)

Публикации

Записи

Фото, видео, аудио

 

Ирина Шостакович и Александр Раскатов. Беседа о Мечиславе Вайнберге

Дэвид Фаннинг о Мечиславе Вайнберге

Вайнберг и Шостакович

Два крупных мастера ХХ века – Дмитрий Шостакович и
Моисей Вайнберг находились в особом поле взаимного при-
тяжения. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью,
хотя Вайнберг считал Шостаковича своим учителем и был
горд, когда его называли учеником великого советского ком-
позитора.

Более тридцати лет двух музыкантов связывала крепкая
творческая дружба. Они часто встречались, показывали друг
другу новые работы, делились творческими планами, оказы-
вали друг другу человеческую поддержку. Шостакович всег-
да был первым слушателем и ценителем произведений Вайн-
берга, о чем писал сам композитор.

Пристальное внимание Моисея Вайнберга было обра-
щено к симфоническому творчеству Шостаковича. Он писал:
«Величие музыки Шостаковича в том, что в наш век рас-
пыления, рассыпания, расползания классических цикличе-
ских форм он сумел сохранить и развить жанр симфонии,
по-своему модифицируя и обогащая его… Представляя себе
исторический путь развития симфонии, вряд ли можно
по иному уложить хронологическую таблицу: Гайдн – Мо-
царт – Бетховен – Брамс – Чайковский – Малер – Шоста-
кович. <…> Как естественно у него квартет проникает в
симфонию, симфония в квартет, вокальный цикл в инстру-
ментальный – и наоборот».

Симфонические искания Вайнберга и Шостаковича по-
рой шли параллельно. Так, программные симфонии Шо-
стаковича послужили толчком к созданию Вайнбергом со-
чинений в этом жанре. Но важно отметить, что к вокальной
симфонии Вайнберг пришел своим путем, так как его Шестая
симфония сочинялась одновременно с Тринадцатой Шоста-
ковича.

Вайнбергу были близки стилистические и драматурги-
ческие принципы творчества Шостаковича. Усиление роли
интеллектуального и философского начала, эмоциональная
сдержанность, интерес к полифонии – общие черты твор-
чества двух композиторов. Оба включали в серьезные жанры
элементы фольклора (польского, молдавского, еврейского,
белорусского). Оба обладали высокой гражданской позици-
ей, их творчество имело ярко выраженную гуманистическую
направленность и схожий тематизм.

По материалам книги Л.Никитиной
«Симфонии М.Вайнберга». М., «Музыка». 1972

М. Вайнберг
Первая встреча с музыкой Дмитрия Шостаковича